Системы начального профессионального образования.

С самого первого дня работы Смоленская областная юношеская библиотека (весной 2010 года исполнилось 35 лет), будучи методическим центром по работе с юношеством для библиотек области, работает в тесном контакте с библиотеками учебных заведений, в частности, с библиотеками начального профессионального образования.

К сожалению, в последние годы на страницах профессиональной периодической печати практически отсутствуют публикации о работе библиотек системы начального профессионального образования. А ведь система НПО - это гигантская структура, включающая 6000 учреждений начального профессионального образования с контингентом обучающихся в 1,7 млн. человек. Только на территории Смоленской области работает 28 учреждений начального профессионального образования, о бщее количество учащихся составило около 8 тысяч. При каждом из таких учреждений действует библиотека.

Более трети всех учащихся, обучающихся в системе НПО, воспитываются в неполной семье. Социальный состав родителей (рабочие, крестьяне, служащие) объясняет низкий уровень благосостояния учащихся, основными источниками доходов которых является стипендия и помощь родителей. Из года в год в системе НПО растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжает расти число молодых людей из неполных, многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Тревожит рост асоциальных проявлений в поведении.

Библиотека - это гибкий, мобильный центр информации, центр духовного обогащения человека, источник нравственных и культурных ценностей. Именно библиотека может создавать культурное пространство учебного заведения. И в длинной воспитательной цепочке библиотека занимает свое, только ей принадлежащее, прочное место.

Для того чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь должен постоянно расти как профессионал, расширять свои знания.

Анкетирование дает возможность определить, по каким направлениям нужна методическая помощь. Прежде всего, это вопросы практического характера: планирование, отчетность, ведение учетных документов, методика организации новых форм работы с пользователями, а также вопросы общекультурного и общеобразовательного характера.

Все это вместе служит основой для создания системы повышения квалификации библиотекарей НПО. 2-3 раза в год совместно с Департаментом образования проходят обучающие семинары. Вот лишь темы некоторых: "Библиотека, современный мир и молодежь" , "Библиотека как духовно-просветительский центр" , "Через библиотеки - к будущему!" , "Подросток. Книга. Будущее: перспективы нового поколения в библиотечном пространстве" , "Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек начального профессионального образования" .

С учетом новых требований к библиотечной профессии система повышения квалификации претерпела изменения.

Помимо традиционных семинаров широко используются активные формы: семинары - тренинги ("Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек начального профессионального образования") , мастер-классы ("Творческий поиск в повседневности: организация книжных выставок"), круглые столы (" Традиции и новации в краеведческой деятельности библиотек" , "Книжный рынок и фонды библиотек" ), деловые игры ("Актуальная библиотека для нового поколения ", " Чтение как духовная ценность"), и т.п. На семинарах затрагиваются разные аспекты деятельности библиотек в современных условиях и вырабатываются разные подходы к определению ее функций и роли в образовательно-воспитательном процессе.

В целях подготовки библиотекарей ОУ НПО к инновационной деятельности и для повышения их профессиональной компеВ­тенции Смоленская юношеская библиотека совместно со Смоленским областным институтом усовершенствования учителей провели курсы повышения квалификации , содержание которых носило опережающий практикоориентированный характер с учетом перспектив развития образовательных учреждеВ­ний начального профессионального образования и актуального инновационВ­ного опыта, накопленного библиотеками Смоленской области. Курсы проходили в две сессии: весеннюю и осеннюю.

В рамках курсов повышения квалификации был проведен семинар-практикум "Применение информационных ресурсов в деятельности совреВ­менной библиотеки учебного заведения" , который познакомил слушателей с инновационной деятельностью библиотеки Смоленского промышленно-экономического колледжа, являющегося дважды победителем в Приоритетном национальном проекте "Образование". Организована экскурсия-практикум "Библиотека будущего" в библиотеку Смоленского гуманитарного университета, где проведен круглый стол "Инновационное развитие библиотек ОУ НПО: концептуальный подход" , на котором обобщен опыт инновационной деятельности библиотек профтехобразования Смоленской области. Рассмотрены вопросы нормативно-правовой деятельности библиотек НПО, вопросы педагогики, психологии, конфликтологии, здоровьесберегающих технологий в работе библиотек, внедрение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа сре дств в р аботу библиотек и т.д. В работе курсов принимали участие кандидаты наук, преподаватели вузов, коллеги-библиотекари.

Выступления библиотекарей в ходе круглого стола, собеседование в ходе зачета, яркие презентации представленного опыта работы показали выВ­сокую мотивацию слушателей к инновационной деятельности, их стремление к реализации нового, прогрессивного. Одни выступающие делали акцент на электронно-образовательных ресурсах библиотек, видя в этом основное звено их модернизации. Другие высказывали сомнение: не потеряем ли мы за техническим перевооружением библиотеки ее гуманитарный смысл - роскошь человеческого общения, и утверждали первичность традиционной книги. Третьи обосновывали направленность работы библиотеки на читательское развитие личности в разных его проявлениях. Все участники круглого стола говорили о том, что на данный момент библиотека НПО устарела, ориентирована только на печатную продукцию и на обслуживание у чебного процесса, и не отражает мир современного подростка, его ориентации, ценности и образ жизни - поэтому библиотеки необходимо преобразовать.

Областная юношеская библиотека приступила к обобщению лучшего опыта библиотечно -библиографической работы с юношеством в библиотеках НПО области. Создан электронный путеводитель по библиотекам НПО, который рассчитан как на библиотекарей, так и на пользователей Данный путеводитель предназначен для освещения и обобщения опыта работы всех библиотек, призван подчеркнуть важное и индивидуальное в вашей деятельности, показать традиционные и инновационные формы обслуживания. Его основные составляющие: "Наша визитная карточка" (содержит историческую справку учебного заведения, ознакомительную информацию, основные производственные характеристики), " Библионовации " (информация об инновациях), "Афиша событий года", "Творчество ваших читателей" .

Особое место в деятельности Областной юношеской библиотеки занимает издательская деятельность. Вышло десять выпусков сборника методических материалов "Мозаика творческих работ ", куда вошли сценарии из практики работ массовых библиотек области и библиотек начального профессионального образования. Для библиотекарей начального профессионального образования издаются ежеквартальные информ-релизы "Ваш деловой кейс ". Каждый выпуск посвящен какой-то актуальной теме. Рекламный призыв издания: "Если вы хотите иметь высокий рейтинг у читателей, воспользуйтесь новой информацией!".

Один раз в месяц в библиотеке проходит День информации для библиотекарей НПО. В этот день библиотекари могут посетить любое мероприятие, получить консультацию по интересующей теме, узнать о новых книгах авторов, пользующихся заслуженным авторитетом в профессиональной среде.

В преддверии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. объявлен смотр-конкурс творческих работ библиотекарей начального профессионального образования по патриотическому воспитанию юношества "Летопись родного края". Конкурс проходит по двум номинациям: "Воспеть мужество народа победителя" (библиографическое пособие малой формы или информационный буклет), "Этих дней не смолкнет слава" (разработка массового мероприятия (афиша, пригласительный билет, сценарий и т.п.). Награждение победителей будет проходить в торжественной обстановке в канун Великой Победы.

В заключении хотелось отметить, что библиотека является важнейшим звеном образовательного процесса. Библиотека выстраивает свою деятельность с учетом постоянных динамичных изменений как в области библиотечного дела, образования, средств массовой коммуникации и информации, так и в обществе в целом. Вся ее деятельность направлена на наиболее полную реализацию перспективных идей современного образования. Приятно осознавать, что библиотеки разных учреждений и ведом ств ст али вместе работать и в сложных нынешних условиях помогать друг другу повышать свой профессиональный уровень!