"Ведь именно семейное воспитание

во многом определяет, каким станет человек.

Ни государство, ни даже лучшие педагоги ре-

бенку заменить семью не могут".

В.В.Путин. Из выступления

на открытии Года семьи в России.

2008-ой год Указом Президента РФ был объявлен Годом Семьи. Этот факт заставил задуматься ак организовать работу библиотеки таким образом,чтобы в непростых

современных условиях способствовать сохранению этого важного социального института. Актуальность этой работы определяется тем то российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно

иную логику поведения вязанную с изменением экономических и политических условий.

Общаясь со своими читателями пециалисты юношеской библиотеки ощущают, как окружающая среда влияет на мировоззрение и поведение молодежи.

Библиотека доступными средствами, используя свой информационный потенциал,

стремится сформировать у юношей и девушек убеждение то семья -основа общества,

в которой ярче всего проявляются взаимопонимание, моральная поддержка, взаимопомощь, и она должна жить в гармонии.

 

Творческая работа обязательно приносит плоды крепляет контакт библиотеки с

читателями, положительно сказывается на читательской активности итательской ку -

льтуре , помогает увидеть в библиотеке очаг интересного и полезного досуга, место не-

формального общения.

В работе библиотеки нашли отражение различные темы по вопросам семейного

воспитания. Одна из любимых и востребованных — этика семейных отношений. Биб -

лиотека , используя разнообразные формы работы ерет на себя осуществление такой

функции, как помощь в подготовке юношей и девушек к будущему родительству . По-

средством всевозможных мероприятий библиотека стремится сформировать у моло -

дежи уважительное отношение к семейным ценностям, что поможет им в дальнейшем

сделать жизнь собственной семьи более гармоничной, интересной, эмоционально на -

сыщенной .

Говоря о конкретных делах, посвященных теме семьи, семейного воспитания, мо-

жно назвать цикл мероприятий, подготовленных и проведенных заведующей социоку -

льтурным центром ориентации молодежи Светланой Ивановной Новоселовой в рам-

ках Года Семьи то лекция "Семья и ее ценности", беседа "Есть будущее у семьи", ди -

спут "И пусть не рвется связующая нить" ткровенный разговор о семейных ценнос -

тях и др.

Учитывая психологические особенности юношеского возраста наших читателей,

их стремление на все иметь свою точку зрения, все мероприятия проходили с их не-

посрественным участием, юноши и девушки могли высказывать свое мнение по об-

суждаемым вопросам в процессе всего мероприятия. Таким образом, все мероприя -

тия носили диалоговый характер, независимо от формы проведения.

Содержание лекции "Семья и ее ценности" дало детям ответ на актуальный вопрос,

что стало основной причиной объявления 2008-го года Годом Семьи и заострения вни -

мания на этой теме. А причиной явилось осознание критичности ситуации, сложившей-

ся в сфере института брака, и реализация национальных проектов создала ту основу,

на которой может базироваться восстановление института семьи. В лекции были затро -

нуты вопросы о том, с чего начинается семья и каковы ее проявления, на основе каких

чувств могут появиться предпосылки для создания семьи сегодня, что может дать чело-

веку только семья, в чем уникальность семьи.

Целью беседы "Есть будущее у семьи" было побудить учащихся задуматься над

проблемами, связанными с современной семьей. Перед участниками беседы была по-

ставлена задача — аргументированно доказать, что в понимании современных молодых

людей является "плюсами и минусами семейной жизни" и есть ли будущее у семьи в

третьем тысячелетии.

В начале беседы библиотекарь дает определение понятия "семья", предлагает уча-

щимся дать свои формулировки малой социальной группы, тем самым привлекая их к

участию в разговоре, заставляя их думать, размышлять.

Далее в процессе диалога участники выясняют, какие функции выполняет семья,

определяют, отличаются ли их семьи по качеству выполнения своих традиционных

функций, приводят примеры.

В ходе беседы учащимся были предложены вопросы для обсуждения. Наибольший

интерес вызвал вопрос, почему незарегистрированный брак так привлекателен. Поло-

вина опрошенных юношей, принявших участие в исследовании, не видят никаких пре-

имуще ств в гр ажданском браке. Девушки, выбирающие незарегистрированный брак,

отмечали в нем такие привлекательные для них стороны, как гарантия большей сво -

боды, меньше обязательств и ответственности, возможность разойтись без лишних

проблем и в то же время лучше узнать друг друга. Юноши, выбравшие эту форму бра-

чно-семейных отношений, придерживаются примерно той же точки зрения, что и де-

вушки .

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть

юношей и девушек видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответст -

венности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Перед началом диспута о семейных ценностях "И пусть не рвется связующая нить

..." участникам была предложена анкета. Анализ данных социологического опроса по-

казал, что, с точки зрения детей, семья — это, прежде всего, любовь друг к другу. Гла -

вными и значимыми критериями существования семьи, по их мнению, являются взаи -

мопонимание , уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях. На вопрос: "Хотели бы

вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растете?" -

лишь 30% учащихся ответили утвердительно. 70% опрошенных обратили внимание

на те проблемы, которые их более всего волнуют.

Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на

всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны,

ответы ребят показали, что тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это

надо учитывать при общении с учащимися.

В процессе дискуссии библиотекарь озвучил примерные принципы здорового во-

спитания в семье и предложил участникам высказать свое согласие или несогласие с

ними. После обсуждения ребятам как будущим родителям были предложены рекомен -

дации психолога.

Ориентируясь на возраст участников мероприятия, С.И.Новоселова предлагает

принять участие в обсуждении выдвинутого ею тезиса: "Подростковый возраст — са -

мый трудный!". После небольшого вступительного слова о физиологических и пси-

хологических особенностях подросткогого возраста в дискуссию вступают ребята.

Следующим этапом данного мероприятия явилось обсуждение типичных ситуаций

из жизни, связанных с проблемами, обусловленными особенностями подросткового

возраста. Ребятам предлагалось представить себя на месте родителей детей-подростков.

Далее по ходу мероприятия было проведено так называемое открытое родительское собрание "Отцы и дети". Учащиеся высказывали свои мнения по поводу того, су-

ществует ли проблема "отцов и детей" и в чем она заключается. Анализ данных пока-

зал, что главной проблемой, поднятой детьми, является проблема взаимопонимания. И

детям, и взрослым требуется, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только

принимали, но и поддерживали и помогали.

После серьезного обсуждения в качестве развлекательного момента участникам

было предложено вспомнить пословицы, поговорки, стихи и песни о взаимоотноше -

ниях поколений и прокомментировать. Этот конкурс способствовал созданию более

непринужденной атмосферы, помог некоторым учащимся смелее высказывать свое

мнение. Подведя итоги конкурса, библиотекарь познакомил участников дискуссии с в ы- сказыванием Э.Бернса, звучащим так: "Скажи мне, какие настроения превалируют в умах

молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения", - и попросил уча-

щихся оценить его. В процессе обсуждения цитировались высказывания великих лю -

дей о воспитании.

В ходе мероприятия была проведена еще одна анкета "Смысл жизни. Нравствен-

ные ценности" с ее последующим анализом, а также использована такая форма рабо -

ты, как "Недописанный тезис", когда учащимся предлагалось закончить предложения,

при желании развить мысль и привести в подтверждение различные доказательства.

Предлагаемы тезисы: 1) Жизнь — это...; 2) Главное в жизни — это...; 3) Радости

жизни — это... и др.

При обработке материалов, полученных в результате использования данной мето -

дики, можно определить, каким ценностям отдают предпочтение учащиеся.

Заканчивается мероприятие заданием на основе разбора трех проблемных ситуа -

ций . Ребятам нужно в предлагаемых условиях выступить в роли родителей, сделав

правильный выбор. После участники сообща выводят основы нравственных отношений

в семье.

Действующий в библиотеке социокультурный центр ориентации молодежи, которым

руководит С.И.Новоселова , проводит групповые и массовые мероприятия, направленные

на формирование у молодежи представления о любви как о большом светлом чувстве,

дающем начало всему на свете. Ежегодно в феврале у нас проходит праздник, посвя -

щенный Дню Святого Валентина. Ребята принимают живое участие в разговоре о том,

что есть настоящая любовь, насколько она важна в жизни, каким понятием она сегодня

подменяется. Мероприятие сопровождается конкурсами, музыкальными номерами.

На Руси, в православном мире, Днем любви и верности издавна считали 8 июля -

День памяти Святых Петра и Февронии . В этом году впервые в России на общегосу -

дарственном уровне отмечался этот праздник. И в нашей библиотеке состоялся темати -

ческий вечер, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским, ведь наравне со

знанием мировой культуры более важно знать культуру собственной страны, хранить,

помнить и передавать потомкам свои традиции и обряды, праздники и обычаи.

Все мероприяти библиотеки проходят в литературной гостиной. Там всегда офор -

мляется соответствующая теме книжная выставка. В данном случае это: "Семья есть

благо"; "Мир семейного чтения"; "Семья — ключ к счастью".

Оказывая помощь молодым людям в подготовке к семейной жизни, показывая вы-

сокую ценность института семьи, библиотека выполняет тем самым и свою основную

задачу — привлечение читателей в библиотеку, воспитание эстетического вкуса, орга -

низацию досуга, формирование интереса к чтению.

 

Библиотекарь I категории отдела обслуживания ГУК

Смоленской областной юношеской библиотеки Садкова Елена Борисовна

214004 г моленск, ул. Багратиона, д. 3 "а", кв.7

Адрес библиотеки: 214018 г моленск, пр.Гагарина, 12/1