"Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна..."

"Песни песней" царя Соломона

На южном берегу реки Джамуны, неподалеку от города Агра, стоит один из самых замечательных памятников не только индо-мусульманского искусства и архитектуры, но и мировой культуры в целом: беломраморная поэма Агры, "белый памятник, застывший над водою", мавзолей Тадж-Ма-хал, "Венец Дворца".

Мерцание мрамора и многоцветье камней Тадж-Махала свидетельствует о вечной любви мужчины и женщины.

Шах-Джахан (1592-1666), сын могучего Джахангира, носивший в юности имя Кхуррам, был назван своими современниками "Повелителем мира". Он правил империей Великих Моголов в течение 30 лет. Во время его царствования империя достигла небывалого расцвета и могущества как в политике, так и в культуре.

Еще в пору своей юности Шах-Джахан встретил девушку, навсегда покорившую его сердце. Ее звали Арджу-манд Бану Бегам. В то время они были еще подростками: ей было 14 лет, ему - 15. Она была дочерью главного министра будущего Шах-Джахана. Согласно преданию, они встретились накануне мусульманского Нового года, когда девушка продавала безделушки на базаре в честь праздника.

Молодые люди любили друг друга и мечтали о браке, однако из политических соображений будущего правителя женили на персидской принцессе. Но мусульманам не возбраняется иметь несколько жен, и вскоре Арджуманд Бану Бегам стала второй и любимой женой Шах-Джахана, и ее стали называть Мумтаз-Махал - "Избранница Дворца". Любовь Шах-Джахана к ней была безгранична, и Мумтаз-Махал отвечала мужу полным доверием и преданностью.

Мумтаз-Махал была женщиной прекрасной и мудрой, храброй и сопровождала мужа везде, вплоть до военных походов. В 1630 году, когда Мумтаз-Махал, беременная, сопровождала супруга в одном из походов, от трудностей пути она скончалась при родах. Ей было 39 лет, и, по преданию, у них было четырнадцать детей.

Она попросила мужа исполнить два ее последних желания: не жениться больше, чтобы между наследниками не возникало борьбы за престол, и построить для нее мавзолей, равных которому не было бы на свете. Шах-Джахан исполнил обе просьбы. С тех пор, по традиции, женщины спрашивают своего избранника: "Любишь ли ты меня так сильно, чтобы, когда я умру, воздвигнуть мне подобный памятник?"

Шах-Джахан бесконечно скорбел о своей жене, восемь дней сидел взаперти без еды и питья в своих покоях и не допускал до себя никого, а когда вышел оттуда, все видели, насколько он изменился и постарел. В память о своей жене он решил выстроить прекраснейшую усыпальницу, и назвал этот мавзолей Тадж-Махал: это было одно из имен его умершей возлюбленной.

Шах-Джахан призвал в Агру архитекторов из многих стран и городов: Стамбула, Самарканда, Багдада, Бухары... Изучив проекты мавзолея, предложенные ему мастерами, он остановился на замысле иранца Устада Исы, ко торый по праву считался одним из лучших архитекторов того времени. По преданию, по завершении строительства Шах-Джахан приказал ослепить Устада Ису, чтобы тот никогда уже не мог сотворить подобного чуда. Но это только легенда, совершенно не соответствующая характеру Шах-Джахана, ибо человек, столь преданный Высшей Любви, - а что такое исламский влюбленный, можно прочитать во множестве восточных стихов и сказаний, - вряд ли станет поступать настолько жестоко с другим человеком. Существует и другая легенда, что главным зодчим Тадж-Махала был Иса Кхан, зодчий из Шираза, тот самый Устад Иса, ибо слово "устад" означает просто "мастер", а в проектировании роскошного сада, ведущего к мавзолею, принимали участие даже венецианец и француз. Одно ясно: авторство проекта мавзолея неправомерно приписывать одному человеку.

Работы по возведению Тадж-Махала начались в Агре в 1632 году, и только в 1643 году возведение центрального здания было закончено. В настоящее время Тадж-Махал представляет собой комплекс сочетающихся между собой строений: собственно мавзолей, два одинаковых здания из чистого песчаника, четыре минарета, сад и массивные ворота, которые сами по себе являются произведением искусства. Одно из красных зданий - это мечеть, другое - джамаат-хана, "гостевой дом", в котором родственники и друзья Мумтаз-Махал собирались, чтобы почтить ее память.

Согласно мусульманской традиции, ворота, ведущие в Тадж-Махал, разделяют царство чувства и царство духа, являясь прообразом входа в рай. Взглядам посетителей, входящих в ворота, предстает величественное здание, отражающееся в прозрачной воде бассейна.

Около лестницы, ведущей в мавзолей, принято, как при входе в мечеть, оставлять обувь. Тадж-Махал, "Лучший из дворцов", как переводится это название, выложен белым мрамором, окна и арки украшены ажурными решетками, а сводчатые переходы покрыты арабской вязью черного мрамора, перенесшей на камень 14 из 114 сур Корана, священной книги мусульман. Более полутора тысяч тонн жемчуга, алмазов и агатов были вкраплены в причудливые завитки орнамента. В самом центре мавзолея, за резной мраморной ширмой, установлены две ложные гробницы - кенотафы (тела усопших находятся не под ними, а в склепе под полом). Здесь всегда очень тихо, а в открытые окна идут солнечные лучи, освещая каменные гирлянды на стенах и живые цветы, всегда лежащие на надгробиях. Тадж-Махал удивительно красив не только снаружи, но и изнутри. Его внутренние помещения отделаны мозаикой из мрамора. В центральной же части мавзолея находится восьмиугольное помещение, где размещены надгробия Шах-Джахана и его возлюбленной жены Мумтаз-Махал. Надгробия окружены ажурной мраморной решеткой, инкрустированной драгоценными камнями. Оно выполнено из цветного мрамора и других дорогих поделочных материалов и инкрустировано цветами из драгоценных камней. На постройку комплекса ушло 20 лет. Впоследствии надгробие было разграблено, а многие драгоценные камни, украшавшие его, похищены.

Мавзолей и окружающие его строения располагаются в ухоженном парке, дорожки парка вымощены мрамором. Перед Тадж-Махалом находится узкий бассейн, по сторонам обсаженный темно-зелеными кипарисами, деревом скорби и печали. Мавзолей увенчан большим куполом, форма которого напоминает бутон цветка, другие, меньшие купола и арки, составляют с ним цельный ансамбль. Четыре минарета по углам комплекса построены с легким наклоном в стороны, чтобы в случае землетрясения не обрушиться на главное здание. Размеры мавзолея внушительны, но кажется он невесомым, парящим... Известный американский писатель Марк Твен назвал белый купол Тадж-Махала "летящим вверх пузырьком мрамора"...

Вход в сад с мраморным водоемом напоминает дворец из красного камня, украшенный белым узорным портиком и увенчанный одиннадцатью куполами с двумя башнями-минаретами по бокам. Из красного песчаника сделаны и боковые галереи, ведущие к этим минаретам и мавзолею. Со стороны Джамуны мавзолей оставлен открытым, чтобы ничто не мешало видеть отражение мавзолея, опрокинутое в реке. Быстрое течение Джамуны не позволяло добиться четкости этого отражения, что подчеркивало неземное происхождение дворца. На рас свете, когда над рекой поднимается туман, здание будто парит в облаках, и восходящее солнце играет самоцветами на беломраморных стенах. Огромные двери входа, того самого, трактуемого как вход в рай, изначально были серебряными, и их украшал тонкий рисунок из нескольких тысяч серебряных гвоздиков, но потом двери заменили на медные.

Большая часть великолепия Тадж-Махала заключена в игре света. Интересно решена проблема освещения в центральном помещении усыпальницы: снаружи все залито ослепительно-белым солнечным сиянием, как уже упоминалось, но внутрь лучи проникают лишь только через решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, а потому свет кажется рассеянным и очень мягким. По мере перемещения солнца по небосводу узоры драгоценных камней то сверкают на солнце, то скрываются в тень.

Говорят, в разное время суток, в разное время года, даже в течение часов, минут Тадж-Махал никогда не бывает одинаков. При восходе и заходе солнца белый мрамор становится то розоватым, то лиловым, то золотистым. Особенно прекрасен мавзолей в раннее летнее утро. В это время он кажется таким легким, ажурным, что создается впечатление, будто дворец взмывает в воздух. Купола Тадж-Махала отчетливо видны сквозь арки Красного форта. Когда сын Шах-Джахана Аурангзеб свергнул отца и заточил его в одном из помещений дворца, выходящего окнами на Тадж-Махал, Шах-Джахан не отрывал взгляда от мавзолея своей возлюбленной и смотрел из окна именно на этот вид.

После завершения строительства Тадж-Махала правитель Шах-Джахан хотел начать еще одну не менее грандиозную постройку. Он пожелал выстроить мавзолей себе, но не из белого, а из черного мрамора. Этот мавзолей должен был бы стоять на противоположном берегу реки Джамуны напротив Тадж-Махала, и обе усыпальницы соединялись бы мостом через реку, символизируя любовь, победившую даже смерть.

Однако проекту правителя не суждено было осуществиться. В 1657 году, прежде чем начались работы по строительству, он тяжело заболел. Видимо, и задумывался он о постройке своего мавзолея, предчувствуя скорую смерть. Шах-Джахан уже не мог так властно, мощно управлять страной, как в прежние годы. Он хотел передать власть своему первому сыну, Дар Шу-коху, который был его единомышленником. Но тем временем честолюбивый второй сын правителя, Аурангзеб, внушил всем, что его старик-отец выжил из ума. По традиции правители сами назначали своих преемников, но оклеветанный Аурангзебом, сраженный тяжелым недугом, Шах-Джахан уже не имел возможности объявить свою волю: передать престол своему любимому сыну Дар Шукоху. Поддерживаемый вельможами и советниками, на трон взошел Аурангзеб.

Пользуясь бессилием отца, Аурангзеб ловкими интригами, предательствами и убийствами избавился от своих братьев и остальных претендентов на престол Великих Моголов и стал единоличным правителем страны, силой захватив власть.

Шах-Джахан был заточен своим сыном. Где он провел свои последние годы, неизвестно, но все исследователи склонны считать, что Шах-Джахан доживал последние дни в Красном форте в Агре, построенном напротив мавзолея на противоположном берегу Джамуны. Отсюда был прекрасно виден Тадж-Махал, и правитель мог часами рассматривать это сокровище, и сам стал прообразом того -своего - мавзолея из скорбного черного мрамора, протянув мост через реку Джамуну, через вечность...

Т. ОСТРОВСКАЯ