Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Всемирно признанный итальянский художник Рени Гвидо родился в Кальвенцано 4 ноября 1575 года. Он был самым талантливым учеником, а позднее главным соперником, легендарного Аннибале Карраччи. Последний сыграл определяющую роль в переходе итальянского искусства от маньеризма позднего XVI века к нарождающемуся барокко. Вместе с братом Агостино и двоюродным братом Лудовико (в некоторых переводах его имя звучит как Лодовико ) он был основателем «Академии вступивших на истинный путь»- упорядоченной системы художественного образования для молодых мастеров, ставшей моделью для учебных программ академий художе ств впл оть до наших дней.

Юный Рени Гвидо в возрасте 9 лет становится учеником фламандского живописца Д. Калварта, а затем переходит в болонскую Художественную Академию братьев Карраччи. Здесь, как это часто бывает с начинающими художниками, он испытывает большое влияние своих наставников, стремившихся возродить традиции ренессансного монументализма и создать в живописи «большой стиль».

 

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Влияние на формирование художественного метода Рени оказало и творчество соперника Карраччи - Караваджо, которое особенно заметно в картинах Г. Рени, написанных в Риме. Это двойное влияние особенно характерно для ранних работ живописца («Мадонна на троне с тремя святыми»). О влиянии Караваджо свидетельствует прием контрастности света и тени в картине «Мечения апостола Петра» (1605). Стоит отметить, что влияние Караваджо не было преобладающим в творчестве Г. Рени, и очень скоро у него сложился свой собственный неповторимый стиль.

Сформировавшийся как художник в Болонье, Рени в 1596 году переезжает в Рим. Одна из главных причин этого переезда - стремление изучить произведения великого Рафаэля Санцио (1483-1520). Последовавшее за этим переселением в Рим десятилетие стало кульминационным для мастера. Работы, которые обнаруживал критический ум и художественный талант Рени, привлекли к нему внимание заказчиков и коллекционеров.

По заказу кардинала Боргезе Рени пишет «Распятие св. Петра», а папа Павел V поручает ему роспись стены капеллы в квиринальском дворце сценами из жития Богородицы.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Одной из наиболее значительных работа художника стала картина «Избиение младенцев» (1611). Эту картину отличает четкая компоновка и ритмические контрасты в расстановке фигур. Образы матерей выражают различные чувства: мольбу, отчаяние, горе, страх. В то же время ничто не вызывает ощущение хаоса, все в картине упорядочено и подчинено единству гармонии.

После смерти Аннибале Карраччи(1609) Рени Гвидо остался главой римского классицизма: знаменитая фреска «Аврора» (1613-1614) в Палаццо Роспильози явилась идеальным продолжением работ Аннибале Карраччи для семьи Фарнезе и торжественным гимном любви к античности. Мастерски построенная композиция фрески сдержанна, но в то же время динамична. Для колористической гаммы картины характерна приглушенная контрастность, в то же время тона приведены к единству золотистого цвета.

Хотя большинство работ Рени было посвящено традиционным для раннего барокко эффектным и ярким сюжетам из античной и христианской мифологии (« Оплакивание Христа» 1614-1618; « Аталанта и Гиппомен » около 1625), художник использовал лиричные трактовки многих образов, вводя в картины реальные бытовые мотивы, что делало его произведения более выразительными и привлекательными. Это свойственно, например, такой его картине, как «Юность девы Марии»(1610-е), где Мария изображается в окружении других девушек, занимающихся обычным шитьем.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Монументальные алтарные образы для церквей Болоньи, в настоящее время хранящиеся в своем большинстве в Национальной пинакотеке города, знаменуют вершину живописи, основанной на возвышенной идее, разработанной системе выражения чувств, на гармоническом равновесии всех элементов картины: света, цвета, рисунка и композиции. Вплоть до 1630-х годов Гвидо Рени сохранял верность избранной стилистической модели, богатому колориту и жизненной энергии. В поздние годы его манера стала более тонкой, ускользающей; колористическая гамма сократилась до немногих цветов и сделалась почти прозрачной, подобной дуновению, в котором смешались красота и меланхолия; усиливается идеализация образов, увеличивается экзальтированность изящных фигур его персонажей, их сентиментально-красивые лица с устремленными к небу глазами приобретают выражение благочестивости.

Страстный почитатель и знаток искусства античности и Рафаэля, Гвидо Рени – выдающаяся фигура в панораме европейского искусства XVII столетия. Почти на протяжении трех веков стиль этого живописца, в котором формальное совершенство полностью отвечало выразительной глубине замысла, оставался главным образцом для подражания. В XX веке, из-за воображаемой «холодности», Рени, напротив, стали оценивать как живописца монотонного и приторного. В наши дни в мнениях критиков восстановилось равновесие, и Гвидо Рени возвращена роль одного из центральных живописцев XVII века.

При подготовке материала использовалась следующая литература:

  • Большой словарь художников. От А до Я. /Пер. с итальян./, Дзуффи С.- М.: Омега, 2008.
  • Энциклопедия мировой живописи/Сост. Т.Г.Петровец, Ю..Садомова. –М.: ОЛМА_ПРЕСС, 2002.- 431с.: ил.