Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Имя этого легендарного художника известно всем и каждому в самых разных уголках земного шара. Творческое наследие Пабло Пикассо способно поразить своим количеством кого угодно: по некоторым подсчетам за свою довольно продолжительную жизнь он создал свыше 50 тысяч работ, в число которых вошли не только картины, рисунки и наброски, скульптуры, керамические изделия, но и гобелены, ковры.

Его фантастическая работоспособность и гений помогли обеспечить Пикассо безбедную жизнь. Посему он вполне мог позволить себе не продавать свои работы, оставляя их в своем доме. Кроме того, он коллекционировал полотна других известных художников, в число которых входил его друг Анри Матисс. О коммерческом успехе Пикассо говорит и наследство, оставленное им жене, детям и внукам. По официальным данным оно составило 260 миллионов долларов, причем сюда не входят его недвижимое имущество, произведения, находящиеся у частных коллекционеров или в музеях.

 

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, Испания. По испанской традиции ему дали сложное имя, в котором перечислялись святые и родственники, чтимые его семьей. Таким образом, ребенок получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Заметим, что у Пабло две фамилии, однако позднее он взял себе только одну - фамилию матери, полагая, что Пикассо звучит благородней. Кроме того, мир уже знал одного художника с фамилией Руис.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Азы рисования Пабло постигал со своим отцом, который поручал сыну дописывать на своих картинах лапки голубей. Но это было совместное творчество. А первой самостоятельной работой Пикассо стал большой натюрморт, написанный им в тринадцатилетнем возрасте. Талант мальчика так поразил его отца, что тот решил непременно развивать способности сына и отправил его в Академию художества в Барселоне. Пабло блестяще выдержал экзамены и, несмотря на столь юный возраст, его приняли в академию. Затем он поступает в мадридскую школу искусств «Сан Фернандо», но учиться там не более года. В это время его особенно интересует история искусств, произведения именитых художников. Он активно посещает выставки, картинные галереи и музеи и даже отправляется в мировую столицу искусств - Париж. В этом сказочном городе он знакомится с готической скульптурой, японской гравюрой, искусством египтян. Кроме того, свое внимание он обращает на работы выдающихся фигур в мире искусства: французские живописцы и скульпторы Поль Гоген, Эжен Делакруа, Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа, ставший одним из первых художников – литографистов (рисовал афиши) и всемирно известный Винсент Ван Гог. Позднее, все в тот же Париж открывает для Пабло Пикассо великого Врубеля.

«Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие же превращают желтое пятно в солнце»

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Творческий путь Пабло Пикассо принято разделять на несколько этапов. Прежде всего, это «ранний период» (до 1900г.), на протяжении которого происходило постижение азов рисования, изучение Пикассо истории изобразительного искусства. К этому периоду относятся такие его произведения, как «Первое причастие» (1895—1896гг), «Знание и милосердие» (1897), «Испанская пара перед гостиницей» (1900). Затем выделяется так называемый «голубой период» (1901-1904) , названный так из-за преобладания меланхоличного сине-зеленого и серо-голубого цветов, символизирующих собой печаль. Грусть и уныние этого периода отражается не только цветовой гаммой, но и «предметами» изображения: герои его картин - бродяги, нищие, убогие и изможденные. В это время он пишет «Склонившегося Арлекина» (1901), «Завтрак слепого» (1903), «Трагедию» (1903), «Нищего старика с мальчиком»(1903) и др. Впоследствии меланхолия уступит место жизнерадостным тонам, преимущественно розовым, и творчество Пикассо сделает шаг в новый «розовый период» (1905-1906) . Ознаменует этот переход знаменитая «Девочка на шаре»(1905), выполненная в пастельных голубоватых и розовых тонах, задавшая основную тему этого периода – цирк, акробаты, арлекины и бродячие артисты. Так появляется «Сидящий на красной скамье Арлекин» (1905), «Акробаты (Мать и сын)» (1905), «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Фокусник и натюрморт» (1905) и др. В это же время Пикассо написал знаменитую картину «Мальчик с трубкой», ставшую настоящей сенсацией почти через 100 лет. В 2004 году картину, изображавшую мальчика с трубкой в левой руке и с венком из роз на голове, некий частный коллекционер приобрел за баснословную сумму - 104 168 000 долларов. С 1907 года в творчестве Пабло Пикассо начинается «африканский период» . В это время наука приподнимает завесу африканской культуры, что, несомненно, повлияло и на Пикассо. Больше всего его внимание привлекают африканские маски и скульптура. В 1907 он пишет « Танец с покрывалами», «Автопортрет», «Обнаженную женщину (погрудное изображение)». В этом же году появляются его «Авиньонские девицы», повергшие в шок не только простого «зрителя», но и состоявшихся художников. Жорж Брак так отреагировал на работу своего друга: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». Некоторые полагают, что «Авиньонские девицы» стали отправной точкой Пикассо в сторону «кубизма» . Новый период в творчестве Пабло Пикассо продолжался с 1909 по 1917(21) год и проходил в несколько этапов. В начале нового пути Пикассо стремился упростить очертание фигур и предметов. Здесь еще прослеживается влияние африканского искусства, а кроме того, влияние творчества Поля Сезанна. Поэтому, этот этап иногда называют «сезанновским кубизмом». Затем начинается этап «аналитического» кубизма, где важными становятся объем и пластическая суть объекта изображения. Пикассо однажды сказал: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно". На смену «аналитическому» кубизму приходит синтетический. Активно используется техника коллажа: Пикассо применяет в своих произведениях спичечные коробки, куски ткани или бумаги, чаще всего обои и газеты. Работы приняли неожиданные формы, понять которые простому зрителю оказалось сложно. Постепенно Пикассо перестает обращаться к данной технике. Однако период кубизма был необычайно плодотворен. Пикассо пишет «Сидящую женщину» (1908), «Две обнажённые фигуры» (1908), «Хлеб и ваза с фруктами на столе» (1909), "Гитара" (1913) и др. Период «кубизма» принес Пикассо приличный заработок. Еще в 1908 году он был беден и неизвестен. Но Анри Матисс привел в дом друга знаменитого русского коллекционера С.Щукина. Последний сразу оценил талант 27-летнего художника и купил у него несколько картин за баснословную сумму. Всего же к 1914 году в коллекции Щукина оказалось 50 работ Пабло Пикассо.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

С 1917 года Пикассо начинает сотрудничество с Сергеем Дягилевым: занимается оформлением спектаклей, создает костюмы и декорации. Примерно в это же время великий художник окончательно отходит от «кубизма», обращаясь к светлым тонам, понятным формам и правильным лицам людей. Новое направление его творчества получило название «классического периода» . Он создает «Эскиз постановки для балета „Парад“» (1917), «Портрет Игоря Стравинского» (1920), «Портрет Ольги Пикассо» (1922—1923), «Три грации» (1925). От классического периода Пикассо переходит к «сюрреализму» . В этот период создаются «Танец» (1925), «Распятие» (1930), «Натюрморт — бюст, чаша и палитра» (1932). Кроме того, Пикассо создает и скульптурные работы в стиле сюрреализма: «Лежащая женщина» (1932), «Мужчина с букетом» (1934).

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

 

Позднее в творческой жизни Пикассо принято выделять период, получивший название «Война. Герника» . В это время в работах Пикассо отчетливо выделяется тема смерти и войны, а самый частый персонаж – Минотавр. Яркий пример - его работы «Плачущая женщина» (1937), «Натюрморт с бычьим черепом» (1942), «Склеп» (1944-1945). Пожалуй, самой известной работой этого периода стала картина Пабло Пикассо «Герника», написанная всего за один месяц в 1937 году по заказу правительства Испанской Республики. На этой огромной фреске (3,5м X 7,8м) изображены страдание, насилие, смерть.. Выполненная в черно-белых тонах, картина пугала зрителей своей откровенностью и ужасом.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

В «послевоенный период» (1945-1960-е) Пикассо обращается к светлым мотивам. Он создает «Портрет Франсуазы» (1946), «Женщину с зелеными волосами» (1949), «Портрет Сильветт» (1954). Его картины пронизаны солнечными лучами, теплым песком и ласковым морем. Постепенно Пабло Пикассо направляет свою энергию и безграничный талант на написание женских портретов, которые открывают «завершающий период» его творчества. Он создает целую серию портретов Жаклин Рок: «Жаклин с цветами» (1954), «Жаклин Рок» (1954), «Жаклин в студии» (1956), «Жаклин» (1960), «Портрет Жаклин» (1965).

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Пабло Пикассо прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Умер он 8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет. Еще при жизни его называли «величайшим живописцем 20 века», а в современном мире Пикассо считают бесспорным Гением.

Юлия Фомичева