Паскаль называл шахматы «гимнастикой для мозгов» и был совершенно прав. На 64-клеточном поле разворачиваются порой нешуточные бои - каждый игрок ведет в бой свою армию, состоящую из 16 боевых единиц: 8 солдат-пешек, 2 лихих надежных коня, 2 слона и 2 ладьи, ферзь и король. Последний, кстати, является целью игрока-противника. Захватить его, т.е. объявить «шах и мат», значит выиграть бой.
Игра в шахматы требует от «военачальника» собранности, развитого мышления (надо же просчитывать ходы на несколько шагов вперед), интуиции и возможно, капельку риска… Независимо от квалификации шахматист должен рассчитывать на свой ум и изобретательность. Партия - своего роды эксперимент. В конечном счете, игрой движет импровизация. И здесь приходят в голову самые разные идеи от сугубо рациональных до фантастических, связанных с большим риском. Вялость мысли, апатия - самое пагубное в игровом процессе.
« Дебют »
Строго говоря, в шахматной терминологии «дебют» - начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В этот период игрок должен мобилизовать свои силы, подготовиться к непосредственному столкновению с противником.
Но мы сейчас говорим о первой партии, сыгранной игроком в его жизни. Как правило, знакомство с шахматами происходит под бдительным оком старшего родственника (отца, брата) или друга. Вот вы впервые видите шахматную доску и фигуры- белые и черные. Впервые узнаете, что конь ходит буквой «Г», ладья - прямо, слон (или офицер) наискось. Ферзя вам, непременно, представляют королевой. Открытие нового мира вызывает желание сыграть. Первая партия, обычно оказывается проигранной, но потом вы с легкостью оказываетесь победителем - это ваш учитель решил вас подбодрить и позволил вам выиграть. Как бы в дальнейшем не сложилась судьба игрока - станет ли он мастером или останется на уровне любителя - шахматы останутся с ним навсегда.
«Тронул - ходи»
Как и всякая игра. Шахматы имеет свои четкие правила, нарушения которых весьма строго караются.
Когда шахматист, за которым очередь хода, прикасается к своей фигуре (нечаянно или нарочно), он должен сделать ход именно этой фигурой. Когда же он прикасается к неприятельской, то обязан взять тронутую фигуру, независимо от того, выгодно это ему или нет. Если фигура, к которой прикоснулись, не имеет ни одного хода, а неприятельскую нельзя никак взять, то такое прикосновение остается без последствий, то есть делается любой ход по своему выбору.
Если шахматист тронул одновременно свою и неприятельскую фигуры, он обязан тронутой своей взять тронутую неприятельскую. Если же вначале была тронута своя фигура, а затем неприятельская, которую своей тронутой нельзя взять, то делается любой ход своей тронутой фигурой.
При желании поправить неаккуратно поставленную фигуру (и только при своем ходе!) предварительно предупреждают партнера словом «поправляю» и лишь затем касаются фигуры. В противном случае вступает в силу правило «Тронул — ходи!».
Ход считается сделанным, когда шахматист переставил свою фигуру с одного поля на другое и отнял от нее руку. При превращении пешки ход завершен, если вместо нее уже поставлена другая фигура того же цвета и от последней отнята рука. Рокировка считается завершенной, если поставлены на новые места король и ладья и от ладьи отнята рука. Если же рокировка сделана не по правилам (например, король перешел битое поле или рокировался под шахом и т. п.), то фигуры ( Кр и Л) ставятся на первоначальные места и делается ход королем или рокировка в другую сторону.
Запрещается брать назад уже сделанный ход с целью заменить его другим. Однако если рука еще не отнята от фигуры, то может быть сделан другой ход той же фигурой. Не следует при этом долго «парить» рукой над доской. Лучше поставить фигуру обратно и обдумать как следует свой ход тронутой фигурой.
Существует, кстати, «Шахматный кодекс», который имеет в своем арсенале и этические правила поведения при игре.
Партнеры должны быть корректны по отношению друг к другу, независимо от того, как протекает игра или как она закончилась. Партия всегда должна начинаться рукопожатием и при любом исходе кончаться тем же.
Во время игры необходимо соблюдать тишину и порядок. Нельзя трогать поля шахматной доски, стараясь при обдумывании облегчить себе расчет ходов. Стоит ли говорить, что подтрунивание над партнером, высмеивание или обсуждение его ходов, даже ошибочных, хвастовство и тому подобные поступки не должны иметь место в шахматах.
Шахматы на Руси
В настоящее время излишне доказывать, что шахматы - не просто игра, а область культуры народа. И все же шахматная культура остается пока одной из малоизученных страниц древней истории. Между тем, уже одно то, что шахматы получили распространение на Руси более тысячи лет назад, что с тех пор на протяжении многих поколений они занимают ум и воображение людей самых различных слоев общества, заслуживают пристального рассмотрения и исследования.
Эта увлеченность шахматами нашла отражение во многих областях жизни и культуры народа: в изделиях древнерусского ремесла, в произведениях фольклора, в русском языке, до сих пор сохранившем в названиях шахматных фигур древнюю терминологию, в отдельных памятниках литературы. Иными словами, история шахмат многими нитями соединена с самыми различными областями современной науки - археологией, этнографией, историей литературы, ремесла прикладного искусства, книгопечатания и просвещения и т.д. Специалисты в каждой из этих областей знания, сталкиваясь с новыми фактами, связанными с шахматной культурой, вынуждены обратить на них внимание и высказать свое отношение к ним, а порой выполнить то или иное частное исследование.
Откуда пришла игра к восточным славянам? Когда и какими путями проникла она на Русь? Насколько широко были распространены шахматы в ту или иную эпоху?
Отдельные историки высказывали мнение о том, что шахматы пришли с Востока, и о большой давности их на территории нашей страны. Г.Успенский, опираясь на показания иностранных путешественников XVII века, утверждал относительно шахматной игры: «Употребление ее у предков наших должно быть весьма древнее, и она, по всей вероятности, заимствована ими от персов или индейцев».
Установление путей и времени проникновения зависело притом не столько от источников, находящихся в расположении исследователей, сколько от самого подхода к решению проблем. Ибо письменных свидетельств о ранней поре русских шахмат не сохранилось (первое упоминание об игре относится лишь ко второй половине XIII века), и почти все историки исследовали в основном шахматную терминологию.
Древность русских названий фигур и игры, их резкое отличие от западных и сходство с восточными терминами отмечал еще И.Г. Бутримов, автор первого в России учебника шахматной игры(1821). «Как игра сия,- писал он,- есть произведение восточных народов, обитателей Инда, то и корень названия шашек и вообще всех встречающихся в ней технических для нас слов и выражений должно искать на их языках». (Под шашками в данном случае подразумеваются фигуры). Рассматривая, например, фигуру ферзя и объясняя смысл термина, Бутримов указывал, что «сие древнее имя она сохранила только у нас; на всех же других европейских наречия названа королевою». Однако из этих наблюдений он не делал еще каких-либо выводов.
Впервые связал проблемы шахматной терминологии с происхождением игры в России два десятилетия спустя известный петербургский мастер и теоретик шахмат К.А. Яниш в статье «русская шахматная терминология», напечатанной в 1842 году во французском журнале « Паламед ». Высказав интересные мысли о возникновении ряда шахматных названий - «ферзь», «слон», «ладья», «пешка», Яниш сделал принципиальный вывод: русский народ «получил игру не от испанцев и итальянцев, заимствовавших ее в свою очередь от арабов, но прямо от индо-персидского Востока». С этим выводом - игра пришла в Россию с Востока - согласились в дальнейшем, за редким исключением, все историки шахмат.
Гораздо более сложной задачей оказалось установление конкретных путей и времени проникновения шахматной культуры на Русь.
Торговые и культурные связи Руси с Востоком были в конце первого тысячелетия весьма разносторонними. В «орбиту» связей входили Иран, Средняя Азия, арабские страны, Закавказье, Хазарский каганат и Волжские Болгары. Высказывалась мысль, что шахматы проникли на Русь - из Закавказья- Грузии и Армении. Гипотеза представляется маловероятной не только потому, что страны эти находились тогда под властью Арабского халифата и их оживленные связи со славянами относятся к более позднему периоду. Дело в том, что средневековая шахматная терминология этих стран сильно отличается от русской. Таковы, например, грузинские названия слона – ку, рк у ( черепаха), коня - мхедари (всадник), ладьи - этли (повозка) и самой игры - чадраки. Следовательно, предполагать какие-то следы заимствования едва ли возможно.
Гораздо больше оснований говорить о пути шахмат на Русь из Ирана и средней Азии. Именно отсюда шахматы в VII - VIII вв. пришли в арабские страны. Отсюда же игра могла двинуться на север и северо-запад, в сторону Хазарского каганата, Волжских Болгар и Киевской Руси. Ибо уже в этот период становились торговые и культурные контакты Хорезма с Хазарским царством и Приуральем, куда можно было добираться не только по Волге, но и через Оренбургские степи. В IX в торговый путь из Багдада и Ирана в Болгарское царство, а оттуда на Русь шел преимущественно через Кавказ и Хазарский каганат, а уже в начале X века в связи с ухудшением отношений между арабами и хазарами караваны к Волжским Болгарам направлялись через Хорезм.
Когда шахматы прочно утвердились в Скандинавии, то образовавшаяся шахматная терминология резко отличалась от русской, что также свидетельствовало об отсутствии отчетливо выраженного взаимного влияния народов в этой области культуры. Названия фигур и игры при заимствовании от арабов претерпели у скандинавских викингов примерно такие же превращения, какие наблюдались у ряда западноевропейских народов. Ферзь у шведов и исландцев тоже стал именоваться властительницей, королевой, конь - рыцарем, всадником. Фил (слон) превратился у скандинавов в епископа.
Даже этого краткого экскурса в средневековую шахматную терминологию норманнов достаточно, чтобы увидеть, сколь сильно отличалась она от древнерусской.
Производившиеся в 1949-1951 гг. под руководством М.И. Артамонова археологические раскопки городища Саркел - Белая Вежа на левой стороне Дона, в зоне затопления Цимлянского водохранилища, привели к открытию ценных памятников материальной культуры народов нашей страны.
Саркел построен в начале IX в., а в 60-х годах там с помощью византийцев была сооружена оборонительная крепость, которая после разгрома хазар Русью в 965г. попала в руки славян и стала известна под именем Белой Вежи. Среди многочисленных памятников быта и культуры хазар и славян обнаружено 18 фигурок неясного назначения. Случай этот сравнительно редкий в практике современных археологов, хорошо знакомых с бытом восточных народов и славян IX - X вв.
Это небольшие цилиндры и конусы из слоновой кости или рога. Размеры соблюдаются довольно точно - от 2 до3,5 см. Некоторые из них орнаментированы. Десять фигурок обнаружено в хазарском слое (до 965г.), восемь - в русском(965-1112гг). Интересно, что три сходные фигурки найдены в слое X в. Таманского городища при раскопках в 1952-1955гг. под руководством Б.А. Рыбакова.
По форме и размерам эти фигурки из слоновой кости напоминают цилиндры и конусы восточных шахмат, но внутри полые. Возможно, они служили своеобразным основанием для каких-то дополнительных атрибутов, вместе с которыми и составлялись те или иные шахматные фигуры. В этой связи особенно интересна находка головы шахматного коня в Афрасиабе. В нижней части фигурки - небольшая ножка, служившая, по-видимому, штырем для вставки в какое-то устойчивое основание. Быть может, для таких именно фигурок применялись полые подставки, которые найдены на Дону и в Тамани. Не исключено, что дополнительные вставки были деревянными, а деревянных изделий в Саркеле, например, не сохранилось. Поэтому можно предположить, что саркелские и таманские находки были деталями шахматных фигур.
Между прочим, такого же типа шахматные фрагменты найдены археологами в 1855-1856 гг. при раскопках разрушенного землетрясением города Бамбра-ку-тул в Северной Индии. В начале XI века, к которому относятся эти шахматы, здесь был мусульманский город Мансура, и поэтому археологи предполагают, что найденные фигурки скорее мусульманские, чем исконно индийские. Во всяком случае все 37 деталей черного и белого цвета из слоновой кости не могут быть названы какой-либо определенной фигурой и, по мнению Мэррея, вырезались секциями и складывались вместе.
К той же категории находок фрагментарных шахмат допустимо отнести костяные фигуры, обнаруженные при других раскопках Древней Руси. Среди них, например, фигурка, найденная в 1936г. в Киеве и относящаяся к древнейшему периоду, может быть, к XI - XII вв. И по форме и размерам (высота - 2см, диаметр в основании- 1,1см) она напоминает пешку, но, подобно саркелским и таманским находкам, полая.
Исключительный интерес для выяснения путей проникновения шахмат на Русь представляет находка шахматной фигурки слона с погонщиком в русском слое Саркела. Она была обнаружена среди обломков посуды в полу землянке - жилище ремесленника-гончара.
Остается выяснить, был ли слон из комплекта привезенных шахмат или местного производства. Материал, из которого изготовлена фигурка (слоновая кость), и манера исполнения явно не местные: в ремесленном производстве беловежцев применялись преимущественно рога оленя и сайги.
Находка слона в Белой Веже и некоторые другие документальные материалы позволяют наметить вехи первоначальной истории шахматной культуры на Руси.
По-видимому, первое знакомство русских с шахматами и выработка понятной народу шахматной терминологии относятся к периоду между VIII и X вв. Представления о шахматах славяне могли получить в Средней Азии, Иране, на арабском Востоке. Но больше всего с иноземными шахматистами они встречались в Итиле и Болгаре на Волге. Здесь, по всей вероятности, шахматы стали известны в том виде, в каком они затем получили распространение на Руси.
Археологических находок фигур — оживших свидетелей древнерусских шахматных сражений — становится в нашей стране с каждым годом все больше. Уже сегодня они дают представление о распространении игры на обширной территории Древней Руси. Белая Вежа, Киев, Выш город, Минск, Брест (древнее Берестье ), Волковыск, Полоцк, Витебск, Гродно, Друцк, Копысь, Мстиславль, Слоним, Рогаче», Лукомль, Новогрудок, Туров, Торопец, Новгород, Рязань, поселение в верховьях Они, именуемое ныне Николо-Ленивец,— во всех этих древнерусских городах и поселениях уже обнаружены шахматы, датируемые XI —ХШ вв. А если прибавить к ним аналогичные находки XIV — XV столетий в Друцке, Смоленске, Москве и других древнерусских городах, то границы «шахматной Руси» еще более раздвинутся, и мы вправе будем утверждать, что шахматы в нашей стране знали и любили издавна и повсеместно.
Летописи приводят сведения о существовании уже в IX — X вв. не менее 23 русских городов. Число городских поселений непрерывно росло. Ко времени монгольского нашествия их насчитывалось до 400.
Древнейшие города Руси — это, как правило, развитие торгово-ремесленные центры. Обычно они состояли из двух во многом самостоятельных частей — крепости (гора, детинец) и позднее складывавшегося вокруг нее предместья (посад). Здесь на городских торгах (торжищах) был представлен широкий ассортимент изделий местного ремесла, в том числе шахматы.
Среди более 100 древнерусских городов и поселений, изученных археологами, имеется значительное число - около 20 - населенных пунктов и городов, где обнаружены шахматы XII —ХШ вв. Уже сейчас нам известно более 30 фигур. А этого достаточно, чтобы судить не только об особенностях их изготовления, о типологии фигур, но и о географии распространения древнерусских шахмат и в какой-то мере о вопросах социальной принадлежности населения, увлекавшегося игрой, о центрах ремесленного производства, где выделывались фигуры, и т.д.
В Смоленске, например, во время раскопок (1953-1956 гг. Д.А.Авдусин) на месте ремесленно-торговой части древнего посада оказалось много изделий косторезов, в том числе искусно выточенный на токарном станке шахматный король. Шахматы найдены также при раскопках 1966 года в строительных яруса XII - XIV вв.
Большой и сложный путь развития прошла шахматная культура на Руси. Проникнув с востока около тысячи лет назад, шахматы получили затем распространение на огромных пространствах Киевского государства. По всей вероятности, первоначально русские наименования фигур и игры были такими: цъсарь, ферзь, ладья, слон, конь, пешьци и шахматы. Все они возникли благодаря непосредственному соприкосновению с народами восточных стран и образовались не позже X века, т.к. уже в слоях начала XI - XX вв. археологами найдены изобразительные фигуры, соответствовавшие русским названиям.
Первоначальная форма фигур, получивших распространение в древнерусских городах, связана с проникновением игры из стран востока и определяется арабской символикой. В XI - XII вв. этот тип шахмат, можно сказать, был доминирующим как на Руси, так и в странах Западной Европы. Влияние этих стран, в частности Скандинавии, на шахматную игру восточных славян в терминологии и археологических материалах не прослеживается.
В XII - XIII вв. со всей яркостью проявилась еще одна древнерусская форма шахмат - изобразительная. Ее отличия от аналогичной формы шахмат на Западе объясняются не только своеобразием жизни и быта восточных славян, их художественной культуры, но и спецификой древнерусской шахматной терминологии. В ней были такие термины, как «ферзь», «ладья», «конь», «слон», которых не оказалось в западноевропейском шахматном лексиконе. Изобразительные шахматы Древней Руси, дошедшие до нас, - это высокохудожественные произведения прикладного искусства XI - XII вв.
Многочисленные археологические находки шахмат заставляют по-новому рассмотреть и постоянно встречающиеся в героическом народном эпосе упоминания о шахматной игре. В былинах нашли отражение некоторые особенности быта Киевской Руси, в частности в области шахматной игры. Благодаря былинам мы узнаем и о популярности шахмат среди русских воинов (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Михайло Потык ), купцов (Садко), женщин (Катерина Микулична ).
Эндшпиль
В современном мире шахматы прочно заняли позицию одной из самой популярной игры. В нее играют и взрослые, и дети. И как особо значимое явление культуры, шахматы имеют свой собственный праздник, отмечаемый 20 июля.
Международный день шахмат отмечается с 1966 года. Праздник проводится по решению Всемирной шахматной федерации, основанной в 1924 году.
Почитатели этого вида спорта собираются в Международный день шахмат для проведения развлекательных мероприятий и, конечно, турниров.
Шахматы - жизнь, а жизнь, как сказал Сервантес, - « это партия в шахматы».
При подготовке материала использовалась следующая литература:
- Шаг за шагом. Журавлев Н.И. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Шахматы на Руси. Линдер И.М.- М.: Наука, 1975.
- Суэтин А.С. Ступени к мастерству в шахматах.- М.: ТОО «Новина», 1998.- 320с.
Юлия Фомичева
← Предыдущая | Следующая → |
---|