Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Так о великом художнике отзывался первый историк французского импрессионизма Теодор Дюре. Сам о себе Моне говорил: «Я импрессионист и намерен всегда им оставаться». Эти же слова Моне мог повторить и на закате своей жизни, когда миссия импрессионизма была целиком исчерпана. Если понимать импрессионизм достаточно узко, как совокупность технических и композиционных приемов, найденных прежде всего в пленэрной живописи, то Моне парадоксальным образом нужно признать единственным последовательным представителем этого метода во французском искусстве.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Клод Оскар Моне (1840-1926) - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма. Свою творческую деятельность он начал в юношестве. Его первые работы – смешные карикатуры (Человек в шляпе. Карикатура. Около 1859; Карикатура на писателя Шанфлери (Ж.Ф.Ф. Юссона ). Около 1858). Первые уроки живописи он получил у французского живописца Эжена Будена , ставшего одним из создателей пленэрного пейзажа. Вместе они бродили по побережью и осваивали приемы работы на открытом воздухе.

Родители Моне желали видеть сына учащимся парижской Школы изящных искусств. Однако молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в аристократической среде. В Париже он остается без материальной поддержки семьи и принимает решение идти в армию. Служба его протекает в Алжире. Время, проведенное в армии, не меняет К.Моне и по возвращению из Алжира он продолжает вести привычный для него образ жизни.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Клод Моне знакомится с И.Ионкиндом и тот увлекает его работой над натуральными этюдами. Затем он трудится в мастерской Ш.Глейра. Однако формирование его творческого метода совершается, тем не менее, не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками: вместе с О.Ренуаром и Ф.Базилем он ищет свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.

Первой значительной работой К.Моне принято считать его «Завтрак на траве». Картина написана в 1865-1866 вслед за одноименной работой Э.Мане. Стоит отметить, что сама работа до нас не дошла: картина стала оплатой художника за жилье. И все же составить общее преставление о картине мы можем, поскольку сохранилась ее уменьшенная копия. На картине изображена опушка леса, где расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. В своей работе К.Моне переходит от света к тени, составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

После «Завтрака на траве» К.Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике». Здесь он стремится показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единое целое.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

1872 год открывает начало самого плодотворного периода в творчестве художника. Он создает одну за другой замечательные картины, названия которых помнят люди и в 21 веке: «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинок», «Впечатление. Восход солнца». В 1874 году некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной «анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого являлся К.Моне. Выставка эта получила название по имени одной из картин К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Благодаря этому названию эти художники и получили свое название «импрессионисты» (впечатление- Impression ).

В 1877 году К.Моне создает серию картин, которая наметила в творчестве художника аналитический подход к изображенному.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников XIX - начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.

К.Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога» («Стог сена в снегу. Хмурый день», 1891; «Стога. Конец дня. Осень», 1891), виды Лондона. Здесь художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

В Живерни К.Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела его к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений («Ирисы в Живерни »; «Плакучие ивы», 1932). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового», 1918-1921). О своих кувшинках сам Моне говорил так: « Прошло много времени, прежде чем я смог понять мои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели. Восприятие живой природы приходит к нам не сразу ».

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Кувшинки эти оставили глубокий след в душе Р.Роллана. В своем письме, датированном 14 июня 1909 года, он написал: « Я восхищаюсь Вами. Ваше искусство является славой страны и всего времени. Когда я устаю от сегодняшней посредственной литературы и музыки, я обращаю взгляд к живописи, где расцветают Ваши "Кувшинки". Это примиряет меня с нашей эпохой, и я чувствую, что это время станет одним из величайших. Мое восхищение возникло не вчера. Вот уже более двадцати лет я являюсь Вашим поклонником. Еще в лицее я увидел в первый раз выставку Ваших произведений (Волны, бьющиеся о скалы) ».

Юлия Фомичева

При подготовке использовались материалы:

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Сектор по работе с молодежью
Версия для слабовидящих
Забыли пароль? Регистрация                
Главная Главная Статьи Интересное чтение «Моне - подлинный зачинатель импрессионизма»
     

Интернет-опрос

Для чего Вы читаете?
 

Случайное изображение

Новое на сайте

Случайное мероприятие

«Учимся понимать друг друга». Урок толерантности

16 ноября библиотекари сектора по работе с молодежью Смоленской областной библиотеки для детей и молодежи имени И.С.Соколова-Микитова провели урок толерантности «Учимся понимать друг друга» для учащихся вечерней сменной школы № 2 и учащихся средней школы № 2.

Подробнее ...

Рекламные материалы

Похожие материалы


Независимая оценка качества оказываемых услуг











Портал Культура.рф Портал РусРегИнформ Персональные данные дети Памятные даты военной истории России Яндекс.Метрика
Просмотр данного раздела разрешён в любом возрасте
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #119ea9 #0fe971 #051663