Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Так о великом художнике отзывался первый историк французского импрессионизма Теодор Дюре. Сам о себе Моне говорил: «Я импрессионист и намерен всегда им оставаться». Эти же слова Моне мог повторить и на закате своей жизни, когда миссия импрессионизма была целиком исчерпана. Если понимать импрессионизм достаточно узко, как совокупность технических и композиционных приемов, найденных прежде всего в пленэрной живописи, то Моне парадоксальным образом нужно признать единственным последовательным представителем этого метода во французском искусстве.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Клод Оскар Моне (1840-1926) - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма. Свою творческую деятельность он начал в юношестве. Его первые работы – смешные карикатуры (Человек в шляпе. Карикатура. Около 1859; Карикатура на писателя Шанфлери (Ж.Ф.Ф. Юссона ). Около 1858). Первые уроки живописи он получил у французского живописца Эжена Будена , ставшего одним из создателей пленэрного пейзажа. Вместе они бродили по побережью и осваивали приемы работы на открытом воздухе.

Родители Моне желали видеть сына учащимся парижской Школы изящных искусств. Однако молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в аристократической среде. В Париже он остается без материальной поддержки семьи и принимает решение идти в армию. Служба его протекает в Алжире. Время, проведенное в армии, не меняет К.Моне и по возвращению из Алжира он продолжает вести привычный для него образ жизни.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Клод Моне знакомится с И.Ионкиндом и тот увлекает его работой над натуральными этюдами. Затем он трудится в мастерской Ш.Глейра. Однако формирование его творческого метода совершается, тем не менее, не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками: вместе с О.Ренуаром и Ф.Базилем он ищет свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.

Первой значительной работой К.Моне принято считать его «Завтрак на траве». Картина написана в 1865-1866 вслед за одноименной работой Э.Мане. Стоит отметить, что сама работа до нас не дошла: картина стала оплатой художника за жилье. И все же составить общее преставление о картине мы можем, поскольку сохранилась ее уменьшенная копия. На картине изображена опушка леса, где расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. В своей работе К.Моне переходит от света к тени, составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

После «Завтрака на траве» К.Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в «Лягушатнике». Здесь он стремится показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единое целое.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

1872 год открывает начало самого плодотворного периода в творчестве художника. Он создает одну за другой замечательные картины, названия которых помнят люди и в 21 веке: «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинок», «Впечатление. Восход солнца». В 1874 году некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной «анонимным обществом живописцев, художников и граверов», руководителем которого являлся К.Моне. Выставка эта получила название по имени одной из картин К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Благодаря этому названию эти художники и получили свое название «импрессионисты» (впечатление- Impression ).

В 1877 году К.Моне создает серию картин, которая наметила в творчестве художника аналитический подход к изображенному.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников XIX - начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.

К.Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога» («Стог сена в снегу. Хмурый день», 1891; «Стога. Конец дня. Осень», 1891), виды Лондона. Здесь художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

В Живерни К.Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела его к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений («Ирисы в Живерни »; «Плакучие ивы», 1932). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового», 1918-1921). О своих кувшинках сам Моне говорил так: « Прошло много времени, прежде чем я смог понять мои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели. Восприятие живой природы приходит к нам не сразу ».

Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Кувшинки эти оставили глубокий след в душе Р.Роллана. В своем письме, датированном 14 июня 1909 года, он написал: « Я восхищаюсь Вами. Ваше искусство является славой страны и всего времени. Когда я устаю от сегодняшней посредственной литературы и музыки, я обращаю взгляд к живописи, где расцветают Ваши "Кувшинки". Это примиряет меня с нашей эпохой, и я чувствую, что это время станет одним из величайших. Мое восхищение возникло не вчера. Вот уже более двадцати лет я являюсь Вашим поклонником. Еще в лицее я увидел в первый раз выставку Ваших произведений (Волны, бьющиеся о скалы) ».

Юлия Фомичева

При подготовке использовались материалы:

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Сектор по работе с молодежью
Версия для слабовидящих
Забыли пароль? Регистрация                
Главная Главная Статьи Интересное чтение «Моне - подлинный зачинатель импрессионизма»
     

Интернет-опрос

Для чего Вы читаете?
 

Случайное изображение

Новое на сайте

Случайное мероприятие

«С книгой в лето». Летний читальный зал.

С июня на площадке перед нашей библиотекой начал работу летний читальный зал.

Подробнее ...

Рекламные материалы

Похожие материалы


Независимая оценка качества оказываемых услуг











Портал Культура.рф Портал РусРегИнформ Персональные данные дети Памятные даты военной истории России Яндекс.Метрика
Просмотр данного раздела разрешён в любом возрасте
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #119ea9 #0fe971 #051663