С.Т.Александрова

главный библиотекарь

ГУК "Смоленская областная юношеская библиотека"

Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек системы начального профессионального образования

С самого первого дня работы Смоленская областная юношеская библиотека, будучи методическим центром по работе с юношеством для библиотек области, работает в тесном контакте с библиотеками учебных заведений, а именно с библиотеками системы начального профессионального образования.

Объединение усилий учреждений культуры и образования, в конечном счете, способствует более качественному образованию, воспитанию, более высокому уровню информативности учащихся, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям.

 

Библиотека - это гибкий, мобильный центр информации, центр духовного обогащения человека, источник нравственных и культурных ценностей. Именно библиотека может создавать культурное пространство учебного заведения. В длинной воспитательной цепочке библиотека занимает свое, только ей принадлежащее прочное место.

Для того, чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь должен постоянно расти как профессионал, расширять свои знания. Именно поэтому профессиональный рост кадров " сегодня самое основное в функционировании библиотеки как социального института.

Анализируя ежегодные статистические показатели и содержание работы библиотек, мы составляем информационный отчет, что позволяет определить общие тенденции развития, прогнозировать изменения работы библиотек.

Регулярно проводимое анкетирование, дает возможность определить, по каким направлениям нужна методическая помощь. Прежде всего, это вопросы практического характера: планирование, отчетность, ведение учетных документов, методика организации новых форм работы с пользователями, а также вопросы общекультурного и общеобразовательного характера. Все это вместе послужило основой для создания системы повышения квалификации библиотекарей системы начального профессионального образования. 2-3 раза в год совместно с Департаментом образования проводятся обучающие семинары. Вот лишь некоторые: "Анализ успехов и проблем минувшего года как перспектива новых проектов развития библиотек", "Современная библиотека " современной молодежи", "Библиотеки - молодым: итоги Года молодежи", "Роль библиотеки в духовно - нравственном воспитании молодежи", "Подросток. Книга. Будущее: перспективы нового поколения в библиотечном пространстве".

С учетом новых требований к библиотечной профессии система повышения квалификации претерпела изменения. Помимо традиционных семинаров широко используются активные формы: семинары " тренинги ("Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек системы начального профессионального образования"), мастер " классы ("Творческий поиск в повседневности: организация книжных выставок"), круглые столы ("Традиции и новации в краеведческой деятельности библиотек", "Книжный рынок и фонды библиотек"), деловые игры ("Привлекательный образ библиотеки", "Чтение как духовная ценность", "О чем говорят цифры"), тренинг по обучению навыкам публичного выступления и т.п.

Каждая из этих форм замечательна тем, что даёт широкий простор для творчества: их можно как угодно трансформировать, переориентировать на различные группы поль­зователей, привносить своё оригинальное решение и т.д. И надо признать, что психологические барьеры, с которыми сталкивались ранее практически все участники таких форм обучения, стали постепенно исчезать.

На семинарах затрагиваются разные аспекты деятельности библиотек в современных условиях и вырабатываются разные подходы к определению ее функций и роли в образовательно-воспитательном процессе.

Достаточны ли сегодня условия для развития подрастающего поколения? Соответствуют ли кадровый, информационный и материально-технический ресурс библиотек современным требованиям жизни и новым образовательным стандартам? Насколько единодушно мнение пе­дагогов и библиотекарей в отношении чтения и информационной культуры личности? Вот вопросы, которые живо обсуждались. Предлагались порой нестандартные, но действенные пути организации библиотечного обслуживания и эффективные формы формирования культурных и читательских интересов.

В прошлом году в целях подготовки библиотекарей начальных профессиональных учебных заведений к инновационной деятельности и для повышения их профессиональной компетенции Смоленская юношеская библиотека совместно со Смоленским областным институтом усовершенствования учителей провели курсы повышения квалификации, содержание которых носило опережающий характер с учетом перспектив развития образовательных учреждений начального профессионального образования и актуального инновационного опыта, накопленного библиотеками области. Курсы проходили в две сессии: весеннюю и осеннюю.

В рамках курсов повышения квалификации были проведены: семинар-практикум "Применение информационных ресурсов в деятельности современной библиотеки учебного заведения", который познакомил слушателей с инновационной деятельностью библиотеки Смоленского промышленно-экономического колледжа, являющегося дважды победителем в Приоритетном национальном проекте "Образование", организована экскурсия-практикум "Библиотека будущего" в библиотеку Смоленского гуманитарного университета, проведен круглый стол "Инновационное развитие библиотек системы начального профессионального образования: концептуальный подход", где обобщен опыт инновационной деятельности библиотек системы профтехобразования Смоленской области. Рассмотрены вопросы нормативно-правовой деятельности библиотек, вопросы педагогики, психологии, конфликтологии, здоровье сберегающих тех­нологий в работе библиотек, внедрение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в работу библиотек и т.д. В работе курсов принимали участие кандидаты наук, преподаватели вузов, коллеги-библиотекари. Более чем по десяти темам проводили занятия специалисты нашей библиотеки. Многие выступающие подчёркивали важность оперативного диалога, обмена опытом, совместного планирования.

Особое место в работе библиотеки занимает издательская деятельность. Уже вышло тринадцать выпусков сборника методических материалов "Мозаика творческих работ", куда вошли сценарии из практики работ массовых библиотек области и библиотек системы начального профессионального образования. Ежеквартально издается шорт " лист "Новые профессиональные издания для вас". Каждый выпуск посвящен какой-то актуальной теме. Рекламный призыв издания: "Если вы хотите иметь высокий рейтинг у читателей, воспользуйтесь новой информацией!". Ежегодно издается "Календарь знаменательных дат", "Православный календарь". Главная цель этих изданий предоставить профессионалам информацию о значимых событиях, юбилярах года. Наиболее значимые даты снабжены рекомендательными списками методических разработок для проведения массовых мероприятий по данной теме. Календари содержат сведения краеведческого характера.

Один раз в месяц в библиотеке проходит День информации для библиотекарей системы начального профессионального образования. Библиотекари могут посетить любое мероприятие, которое проходит в этот день в библиотеке, получить консультацию по интересующей теме. "Библиотечная служба новостей" помогает библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию: калейдоскоп интересных фактов из искусства, социологии, литературы, истории, премьеры книг, литературные сенсации.

В преддверии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. объявлен смотр-конкурс творческих работ библиотекарей начального профессионального образования по патриотическому воспитанию юношества "Летопись родного края". Конкурс проходил по двум номинациям: "Воспеть мужество народа победителя" (библиографическое пособие малой формы), "Этих дней не смолкнет слава" (разработка сценария массового мероприятия). Награждение победителей проходило в торжественной обстановке в канун Великой Победы.

За последние годы тесного взаимодействия специалисты библиотеки заслужили уважение у коллег образова­тельных учреждений. Вместе с тем к нам пришло чувство ответственности за состояние библиотек учебных заведений и судьбу их сотрудников.

Сегодня мы постоянно слышим, что библиотека в учебном заведении должна быть и образовательным, и информационным, и воспитательным центром, центром чтения. Реальность же такова:

  • фонды не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам учащихся;
  • доступ к Интернет - ресурсам в большинстве библиотек отсутствует;
  • материально-техническая база слаба;
  • говорить о комфортных и эстетически-привлекательных помещениях для учащихся пока ещё рано;
  • кадровая ситуация в библиотеках из-за низкого статуса, низкого уровня заработной платы, отсутствия мер социальной поддержки тоже вызывают беспокойство.

Если учесть, что библиотекарь новой формации должен быть широко образованным специалистом, то есть владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных отраслей знаний и сфер деятельности: педагогики, психологии, социологии, правоведения, культурологи, информатики, коммуникативности и многих других, то можно точно сказать, что в реальной ситуации между предъявляемыми требованиями и профессиональными компетенциями библиотекарей существует разрыв, и он увеличивается. Очень мало специалистов имеющих специальное образование, хотя получить базовое образование в Смоленской области, имеющей свой профильный вуз, вполне реально.

Библиотека должна выстраивать свою деятельность с учетом постоянных динамичных изменений как в области библиотечного дела, образования, средств массовой коммуникации и информации, так и в обществе в целом. Для того чтобы библиотека стала успешной, востребованной, необходимо учитывать запросы "поколения Сети", соответствовать их реальным потребностям. Необходимо осваивать новые технологии, развивать новые интернет-сервисы и корпоративные библиотечные проекты, осуществлять общение с читателями на сайте.

Несмотря на все сложности, библиотеками системы начального профессионального образования накоплен большой опыт работы по продвижению чтения. Библиотека учебного заведения, прежде всего учебная, поскольку обязана обеспечить информацией и соответствующей литературой учебный процесс. В то же время она выполняет функцию специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив, и публичной " предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную работу.

Одним из ключевых направлений деятельности библиотеки является налаживание системной работы, взаимоинтересного сотрудничества преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.

При большом разнообразии поднимаемых вопросов и многогранности работы, которую библиотеки ведут, определились такие основные направления, как патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, пропаганда здорового образа жизни и продвижение чтения.

Приятно осознавать, что библиотеки разных учреждений и ведомств стали вместе работать и в сложных нынешних условиях помогают друг другу сохранять свой профессиональный уровень.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Сектор по работе с молодежью
Версия для слабовидящих
Забыли пароль? Регистрация                
Главная Главная Статьи Интересное чтение Инновационные идеи и технологии в деятельности библиотек системы начального профессионального образования
     

Интернет-опрос

Для чего Вы читаете?
 

Случайное изображение

Новое на сайте

Случайное мероприятие

«От Петра до наших дней». История гимна в России

1 и 7 ноября к Дню народного единства для студентов Смоленского строительного колледжа была проведена музыкальная беседа об истории Российского гимна.

Подробнее ...

Рекламные материалы

Похожие материалы


Независимая оценка качества оказываемых услуг











Портал Культура.рф Портал РусРегИнформ Персональные данные дети Памятные даты военной истории России Яндекс.Метрика
Просмотр данного раздела разрешён в любом возрасте
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #119ea9 #0fe971 #051663