Смоленская областная  юношеская библиотека. Мероприятия

Журавлев, Н. И. Шаг за шагом / Н. И. Журавлев. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.: ил.

Как свидетельствуют археологические раскопки последних лет, шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Сколь­ко игр за этот срок не выдержало испытания временем! А долго­летию шахмат можно только позавидовать. Чем они привлекательны?

 

Прежде всего, очевидно, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Другая при­чина популярности — в их многогранности. Сегодня шахматы — это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то свое. Как и в других видах спорта, шахматные соревнования дают возможность человеку помериться силами. Кто больше знает и умеет, кто трудолюбивее, сообразительнее, талантливее, тот и побеждает. Красивые партии, комбинации, окончания, этюды, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актера.

Занятия шахматами развивают умственные способности че­ловека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершен­ствуют сильные черты личности, такие качества, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, вы­держка, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплини­рованность мысли, нравственное благородство, честь, мужество, трудолюбие, даже способность к риску, наконец, учат работать с книгой. Известный советский педагог В. Сухомлинский писал: «...без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Эта книга — о шахматах, о том, как научиться играть в шах­маты. С самых первых уроков она поможет лучше изучить шахмат­ную доску. Это поможет вам быстрее усваивать материалы после­ дующих уроков и облегчит расчет вариантов при игре. Залог ус­пеха в шахматах — умение работать самостоятельно, чему учит выполнение всех упражнений и заданий.

Цель данного пособия — подготовка шахматистов IV—III раз­рядов, но его будет полезно прочесть и уже имеющим эти разряды и даже второразрядникам. Учебник призван также помочь люби­телям шахмат, живущим вдали от больших городов, тем, кто хочет получить систематические знания по основам шахмат, но не имеет в своем распоряжении соответствующей шахматной литературы и не имеет возможности регулярно получать советы тренера.

Многие примеры для этого учебника взяты из практики шах­матистов средних и младших разрядов, что позволяет читателю как бы взглянуть на свою игру со стороны.

Так как книга написана близко к существующим программам первого года обучения детских и юношеских спортивных школ, она может быть рекомендована в качестве методического пособия тренерам, руководителям шахматных кружков и общественным инструкторам, взявшим на себя добрую миссию обучения шахмат­ной игре начинающих.