Окт
16
2017

12 октября состоялось 114 –е занятие литературного объединения «Среда».

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

Оно началось с традиционного чтения стихов Р.А.Ипатовой.

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

После этого обратились непосредственно к теме данного занятия, которая была посвящена анализу стихов. Руководитель литобъединения Е.А.Орлова предложила собравшимся вспомнить основные требования к их написанию. Чтобы научиться писать стихи, надо научиться их анализировать.

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

Анализ предполагает описать впечатление, которое произвело на вас стихотворение, описать картины, которые возникли в вашем воображении, указать, каким настроением проникнуто данное произведение.

При анализе стихотворения необходимо обозначить его тему. К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа.

Также следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, патриотическая и др.

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

Необходимо обратить внимание на жанр стихотворения (лирическое, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Обычно жанр связан с литературным направлением.

Анализ стихотворения предполагает исследование композиции произведения, т.е. его построения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).

Большое значение для стихотворения имеют средства художественной выразительности. Это тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д.

Для усиления выразительности используются фигуры - синтаксические построения, обороты речи: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.

Играет роль в стихотворении и звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Также каждое стихотворение имеет свой ритм, размер и рифму.

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

При разборе лексики стихотворения необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.

В конце анализа дается оценка того, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания.

Используя озвученные рекомендации, все участники литобъединения приступили к чтению и анализу своих стихов. Занятие получилось содержательным, все активно принимали участие в обсуждении.

Смоленская областная юношеская библиотека. «Я никак не могу без творчества…»

Следующее занятие состоится 24 октября в 17.15. Ждём всех желающих!