20 апреля в ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» прошло 74-е занятие литературного объединения «Среда».
В начале занятия собравшиеся поделились впечатлениями от поездки в п. Кардымово, где 14 апреля 2015 года состоялся отборочный III этап ежегодного областного поэтического конкурса «БиблиоПарнас».
В нем приняли участие 20 поэтов из Духовщинского, Кардымовского и Смоленского районов и города Смоленска. Среди них были и члены литобъединения «Среда» Карина Лавренова, Андрей Беляев, Анастасия Куркина и Сергей Подольский, который стал победителем отборочного тура, заняв 1-е место.
Коллектив ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» поздравляет Сергея Подольского с этой заслуженной победой.
Затем Анастасия Куркина выступила с сообщением о жизни и творчестве поэтессы Юлии Друниной.
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1925 года в Москве в семье учителя. Любила читать и не сомневалась, что станет писателем. В 11 лет написала свои первые стихи.
Когда началась Великая Отечественная война, Юлии было 16 лет, и она записалась в добровольную санитарную дружину. Позже попала на фронт в качестве санитарки пехотного полка. В одном из боёв была ранена. Позднее закончила курсы Школы младших авиаспециалистов и получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке.
Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны, после чего не возвращается в свой полк. В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию, продолжает воевать. И снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но ее постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк в звании - старшина медслужбы. Воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. 21 ноября 1944 г. Юлию комиссовали по причине контузии.
По воспоминаниям близко знавших поэтессу людей, это была женщина нежная, романтичная, наделенная чуткой и ранимой душой, к тому же очень красивая. Она стойко переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Она боялась крови, хотя на фронте ни разу не дала повода заподозрить ее в этом.
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Вернувшись в Москву, она приходит в Литературный институт на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Так она стала студенткой.
В начале 1945 г. в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов Друниной, в 1948 г. вышел первый сборник её стихов "В солдатской шинели".
Впоследствии поэтессу печатали много и охотно. В 1955 году вышел сборник "Разговор с сердцем", в 1958 - "Ветер с фронта", в 1960 - "Современники", в 1963 - "Тревога", в 1973 – два сборника: «Светлокосый солдат» и «Не бывает любви несчастливой», за последний она получила премию им. Максима Горького.
Встреча со вторым мужем, известным киносценаристом Алексеем Каплером благотворно повлияла на её творчество. В это время Юлия Друнина написала наибольшее число стихотворений, философские очерки, повесть «Алиса», автобиографическую повесть «С тех вершин».
Смерть мужа в 1979 г. стала для Юлии Владимировны страшным ударом. А перемены в политической и экономической жизни страны усилили чувство безысходности. Она не могла приспособиться к новой, неузнаваемой России.
Ю. Друнина трагически ушла их жизни, покончив с собой 21 сентября 1991 в Москве. В одном из предсмертных писем она написала: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла …способность творить». Накануне смерти было опубликовано последнее стихотворение, заканчивающееся словами:
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть.
Господи! Спаси Россию!
Все собравшиеся дополнили сообщение Анастасии Куркиной и прочитали стихи Юлии Друниной, а также отметили, что эти стихи завоевали любовь читателей своей искренностью, простотой, отсутствием казенного патриотизма и трескучих лозунгов. Юлия описывала то, что она действительно видела и пережила на фронте, - бомбежки, холод, тяжелый труд, боль от потери…
Затем перешли к обсуждению домашнего задания, посвященного белому стиху и верлибру (свободному стиху). Галина Федорова сделала сообщение о значении этих понятий, а в качестве примера прочитала несколько стихотворений, среди которых и произведение А.А.Ахматовой:
Александру Блоку
Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня.
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье,
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Январь 1914
Верлибр (свободный стих) - стихотворная форма, стоящая на своего рода грани между стихом и прозой: в верлибре отсутствуют рифма, традиционная метрическая организация (равенство акцентов в стихе), количество слогов в стихотворной строке и строк в строфе может быть произвольным. Из особенностей стихотворной речи у верлибра сохраняется деление на строки с выраженной паузой в конце каждой строки.
Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером. В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость».
Андрей Беляев в качестве примера прочитал стихотворение А.Кольцова «Лес», а Карина Лавренова - «Что ты спишь, мужичок?..» того же автора.
Нина Белова выбрала отрывок из стихотворения А.Блока «В Северном море», а Сергей Подольский прочитал строки из стихотворения А.Ахматовой «Северные элегии».
Следующее занятие состоится 13 мая в 17 часов. Ждем всех желающих!
← Предыдущая | Следующая → |
---|