Сектор по работе с молодежью. Библиотеки в изоляции (по страницам периодической печати)

В 2020 г. жизнь всего мира изменил новый коронавирус COVID-19. Начиная с января ограничительные мероприятия были введены в разных странах и практически во всех отраслях. Но тогда никто ещё не представлял, что нас ждёт впереди во всех сферах деятельности, в том числе в библиотечной – нерабочие дни и приостановка обслуживания читателей в зданиях библиотеках, затем жизнь и работа в режиме самоизоляции, переход на удалённое обслуживание, а в вузах – на дистанционное обучение.

В данном обзоре представлены статьи о мерах и решениях, предпринятых отечественными и зарубежными библиотеками для реализации удалённого обслуживания своих пользователей в период пандемии.

Ляндзберг Н. А. Перестраиваемся на марше: обзор деятельности библиотек в период пандемии COYID-19 / Н. А. Лянбдерг, М. С. Соколюк // Библиотечное дело. – 2020.– № 10. – С. 3-14.

В данной статье рассматривается влиянии коронавирусной инфекции COYID-19 на работу библиотек. Необходимая информация выявлялась путём проведения мониторинга сайтов библиотек, официальных страниц в социальных сетях, библиотечных ассоциаций и СМИ с библиотечной тематикой. Так пример удалённой коммуникации с пользователями во время эпидемии подала Публичная библиотека Vega la Са-mocha в Испании, которая запустила акцию-челлендж, участники которой на протяжении 4 дней выполняли задания, связанные с уже закрепившимися атрибутами и привычками коронавирусной эпидемии. Например, читателям предлагается снять весёлое видео, где они моют руки и более «книжные» задания: сделать красивую башню из книг, пародировать литературного персонажа и т. д. Таким образом, пользователи были привлечены забавными заданиями и оставались с библиотекой на связи. Большинство библиотек организовывают тематические мероприятия в интернете, к примеру Орхусская публичная библиотека Дании проводит публичные онлайн дебаты.

В библиотеках Дании изменились условия доступа к электронным книгам, которые находятся в открытом доступе в любое время суток – их число увеличилось. Аналогичным образом университетские библиотеки разных стран стремятся к предоставлению удалённого доступа. Например, с помощью онлайн-платформы в бангладешском Университете Восток-Запад большая часть литературы стала доступна пользователю в режиме онлайн. Национальная библиотека Эстонии собрала финансовые средства для предоставления людям доступа к книгам без регистрации.

В российских библиотеках одними их самых распространенных сетевых форм поддержки населения со стороны библиотек стали флешмобы, акции-челленджы и тематические рубрики. Например, МЦБС им. М. Ю. Лермонтова Санкт-Петербурга запустила флешмоб «Лермонтовка заботится о вас», где работники библиотечной системы призывают соблюдать самоизоляцию на разных языках мира.

Заинтересовавший библиотеки и читателей многих городов и регионов России анти-паник флешмоб «Корона-мемос», был организован московской библиотекой-медиацентром № 129. Участникам предлагалось сфотографироваться с книгой, которая внесёт позитивный, остроумный или умиротворяющий настрой в информационный поток.

Центральная районная библиотека Белгородского района стала автором флэшмоба «Я дома – Я читаю», который собрал около 500 откликов от других библиотек (в основном сельских). Темы флешмобов в основном связаны с книгами, домашним чтением или литературными героями. Популярны также фотографии работников культуры, библиотекарей, в том числе на тему «Как не хватает читателей».

Задействован и такой формат, как онлайн-экскурсии, встречи с писателями, демонстрации книжных подборок и небольшие театральные постановки по литературным произведениям.

Ершова Щ. В. «Библионочь» в новом формате // Библиотечное дело. – 2020. – № 10. – С. 15-17.

Представлен опыт проведения акции «Библионочь» в дистанционном формате. Киришские библиотекари опробовали новую форму работы с читателями и провели «Библионочь» на странице библиотеки в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/kirislii library). Акция прошла под девизом «#Кириши_БиблионоЧат». Библиотекари приготовили много всего интересного специально для акции «Библионочь». Посты появлялись на странице один за другим. Читателей ждали видео- и аудиообращения участников и сюрпризы, которые подготовили для них организаторы. В программу были включены мастер-классы, громкие чтения, выступления певцов и танцоров и ещё много-много интересного. Скучно не было никому.

Шмитц Н. С. «Пока все дома», или Библиотека онлайн / Библиотечное дело. – 2020. – № 10. – С. 18-20.

Современный мир претерпевает множество изменений: меняются приоритеты, жизненные принципы, потребности людей и их ритм жизни. Вносят свои коррективы в повседневную жизнь и непредвиденные обстоятельства, такие как пандемия, которая, затронула все сферы деятельности. Централизованная детская библиотечная система г. Магнитогорска за несколько дней до приостановления обслуживания читателей разработала план работы детских библиотек на время ограничительных мероприятий с учётом соблюдения и сотрудниками библиотек, и пользователями режима самоизоляции. В сложившейся ситуации первостепенной и приоритетной задачей для библиотечных специалистов ЦДБС г. Магнитогорска оставалось поддержание связи со своими читателями. Конечно, выдача книг приостановлена, но кто сказал, что современная библиотека – это только обеспечение читателей литературой? Современная библиотека – это ещё и место встречи читателей в клубах по интересам, участие детей в образовательных и развлекательных мероприятиях, развитие творческих способностей читателей в кружках, которые действуют во всех детских библиотеках. Интернет даёт уникальную возможность библиотекам продолжить эту работу на своих просторах. Так родилась идея создания онлайн-проекта «Пока все дома: смотрим, радуемся, читаем».

В данной статье описаны возможности и новые формы детской библиотеки в дистанционном формате.

Жегульская Ю. В. Наш ответ пандемии. Поддержка образовательного процесса научной библиотекой вуза в условиях режима самоизоляции / Ю. В. Жегульская, К. В. Ивина // Современная библиотека. – 2020. – № 4. – С. 32-35.

Объективные реалии настоящего времени – переход на режим домашней самоизоляции и дистанционные формы учебной, научной работы – стали серьёзной проверкой на прочность систем электронного обучения вузов. Необходимость адекватного ответа по продолжению образовательного процесса в Государственном университете управления (ГУУ) потребовала не только мобилизации усилий профессорско-преподавательского состава для работы в изменившихся условиях, но и интенсификации и быстрого поиска новых форм деятельности многих структурных подразделений, обеспечивающих учебный процесс, в первую очередь управления информационных технологий, организационных отделов учебных институтов, научной библиотеки вуза.

И вызовы времени наглядно продемонстрировали значимость не декларируемых, а реально существующих ресурсов и возможностей вузов для обеспечения учебного процесса в условиях пандемии.

«Лодка «БИЧ»: выход в онлайн-океан в условиях пандемии»: профессиональная дискуссия / модераторы Е. Бейлина , Л. Казаченкова // Современная библиотека. – 2020. – № 5. – С. 26-44.

У профессиональной дискуссии «Лодка "БИЧ"» 12-летняя история. Она родилась в Судаке на международной конференции «Крым» в 2008 г., и первая встреча прошла пол названием «Издатель, библиотека, читатель. Трое в лодке». И это был правильный посыл: издатели, библиотекари и читатели всегда были, есть и будут в одной лодке. За эти голы организаторы всегда находили животрепещущие темы для разговора с коллегами: о рождении электронной книги и её борьбе за первенство с печатной, авторском праве, Национальной электронной библиотеке, появлении и развитии ЭБС, онлайн-услугах в разного типа и вида библиотеках и др.

Разговор в онлайне поднял самые острые проблемы и показал возможные пути их решения: Какие новые сервисы могут предложить издатели, книжные платформы и логистические площадки? Как сделать более эффективной работу библиотеки в условиях самоизоляции? Какие новые сервисы стали развивать библиотеки пандемии и какие ранее скрытые возможности обнаружили в своём функционале? Насколько сохраняется баланс в онлайновой активности между досуговыми предложениями и работой с книгой? Как продолжается работа с традиционными библиотечными технологическими процессами в онлайне и где возникли проблемы: с кадрами, в материально-техническом обеспечении, квалификации сотрудников и др.

 
Сектор по работе с молодежью
Версия для слабовидящих
Забыли пароль? Регистрация                
Для молодежи
Новости
Мероприятия
Выставки
Статьи
Конкурсы
On-line Сектор
     
Главная Главная Деловое чтение библиотекаря Библиотеки в изоляции (по страницам периодической печати)
     

Рекламные материалы






    Вверх
Сектор по работе с молодежью      
г. Смоленск, пр-т. Гагарина, д. 12/1, тел.: 383-223
Создание сайтов Лобанев В.А. +7 (908) 287 87 99
Голосование Коронавирус Цифровое ТВ Портал Культура.рф Портал РусРегИнформ Персональные данные дети Памятные даты военной истории России Яндекс.Метрика Просмотр данного раздела разрешён в любом возрасте
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #119ea9 #0fe971 #051663